Резюме
В статье рассматриваются цели, проблемы и перспективы членства Афганистана в Ассоциации регионального сотрудничества государств Южной Азии (СААРК) – тема, до сегодняшнего дня не получившая достаточного освещения в отечественных исследованиях. Цель работы – выяснить причины, по которым участие Афганистана в СААРК, изначально предполагавшее наличие определённых выгод как для самой страны, так и для всего объединения, до сих пор не принесло пользы ни самому Афганистану, ни СААРК.
Исследование данного вопроса актуально в связи с намеченным на начало сентября 2001 года окончательным выводом иностранных контингентов с территории Афганистана и снижением влияния США в этой стране, что может
дать ей больше возможностей для внешнеполитического манёвра, а также позволить влиятельным региональным игрокам заполнить образовавшийся «вакуум силы». Поскольку СААРК является единственным региональным интеграционным объединением, куда Афганистан входит в качестве полноправного члена, логично было бы предположить, что с ослаблением влияния США в стране и регионе Южная Азия станет одним из наиболее вероятных направлений сотрудничества для страны.
Принятие в 2007 году такой «проблемной» страны, как Афганистан, в состав СААРК могло бы принести сторонам взаимные выгоды, если бы, с одной стороны, деятельность объединения не была омрачена непрекращающимися внутренними конфликтами и разногласиями, и обладала действенными механизмами их разрешения, а с другой – если бы Афганистан сам не был источником серьёзнейших проблем и вызовов, присущих «несостоявшемуся государству». Автор приходит к выводу, что, поскольку СААРК остаётся своеобразным «дискуссионным клубом», членство Афганистана в данном объединении не сможет изменить его положение в лучшую сторону, равно как и предполагаемые вероятные выгоды от участия страны в Ассоциации не смогут быть использованы в полной мере другими членами данного объединения.